Движение земной коры поурочный план

Географизация современной жизни человека. Методы исследования территории России. Раздел I ПРОСТРАНСТВА РОССИИ 7 часов Основные знания: географическое положение России и его влияние на природу и освоение территории; роль русских землепроходцев исследователей в освоении изучении территории страны. Основные умения: работа с картами по выявлению особенностей географического положения, решение задач по определению географических координат и разницы во времени часовых поясов. Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира. Влияние географического положения на особенности природы страны. Размеры и пространства России. Крайние точки и протяженность. Сравнение географического положения России и Канады. Выявление особенностей географического положения района своего проживания. Новые понятия и представления : государственная территория, территориальные воды. Опорные знания: факторы географического положения страны и географические координаты. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать и называть основные факторы, определяющие географическое положение России; - показывать на карте крайние точки страны; - оценивать влияние географического положения и движение земной коры поурочный план территории на особенности природы и жизнь людей. Границы России Границы территории государства. Изменение их значения во времени. Граница разъединяет или объединяет? Обозначение на контурных картах пограничных государств. Движение земной коры поурочный план к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать границы России и пограничные страны; - приводить примеры значения границы для связей с другими странами; - давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности. Россия на карте часовых поясов Положение России на карте часовых поясов. Решение задач на определение поясного времени. Новые понятия и представления: поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат. Опорные знания: градусная сеть. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - определять разницу во времени по движение земной коры поурочный план часовых поясов; - приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения. Формирование территории России Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ, свой населенный пункт в составе области, края, округа или республики. Географическое изучение территории России Основные этапы географического изучения территории: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Опорные знания: географические открытия исследования материка Евразия. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры из истории географических исследований Движение земной коры поурочный план на разных этапах; - обосновать необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры. Влияние географического положения и размеров территории на природу и хозяйственную деятельность населения. Необходимость географических знаний в решении многих современных проблем. Раздел II ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 38 часов Основные знания: Понятия и представления: особенности рельефа, климат, внутренние воды, покровное оледенение почвы, растительный и животный мир России. Солнечная радиация, атмосферный фронт, циклон, антициклон, многолетняя мерзлота. Агроклиматические, земельные, водные, лесные ресурсы, сельскохозяйственные угодья. Движение земной коры поурочный план зоны, закономерности развития и размещения природных объектов, явлений и процессов, природные территориальные комплексы ПТКвзаимное влияние природы и человека, рациональное природопользование. Основные умения : показывать по карте крупные природные объекты; читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания. Составлять географические описания в том числе природных объектов, ландшафтов своей местностиустанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы, природой и населением, его хозяйственной деятельностью, выявлять последствия для природно-хозяйственных зон нерациональной хозяйственной деятельности, прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду. Рельеф и недра России 4 часа Урок 9. Строение земной коры литосферы на территории России Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Новые понятия и представления : абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта. Опорные знания : тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу; - выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края. Особенности рельефа России Россия - страна обширных равнин и горных территорий. Разнообразие рельефа России - разнообразие условий жизни. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края области, республики. Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей Восточно- Европейская равнина и Урал; Среднерусская возвышенность — Хибины или Кавказ. Новые понятия и представления: нагорье. Опорные знания: формы рельефа. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; - наносить на контурные карты основные формы рельефа; - на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей. Современное развитие рельефа Изменения в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Особая роль оледенений и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе. Новые понятия и представления: неотектонические движения, покровное оледенение. Опорные знания: движения земной коры; физическое выветривание. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; - показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений; - называть меры безопасности при движение земной коры поурочный план явлениях; - давать характеристику рельефа своей местности; - объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения. Использование недр Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности. Место России в мире по запасам и добыче некоторых ископаемых; исчерпаемость минеральных ресурсов. Разработки месторождений и загрязнение окружающей среды. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки использования полезных ископаемых. Новые понятия и представления : месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы. Опорные знания : горные породы осадочные, магматические и метаморфические; платформы и складчатые пояса; молодые и старые горы. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых. Климат 5 часов Урок 13. Общая характеристика климата России Влияние климата на жизнь людей. Влияние географического положения и рельефа территории на количество и распределение получаемого ею тепла. Россия — холодная страна. Новые понятия и представления : солнечная радиация, подстилающая поверхность. Опорные знания: климатообразующие факторы распределения тепла движение земной коры поурочный план света на поверхности Земли; климатические пояса. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей; - сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла; - определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации; - давать оценку климатических особенностей России. Закономерности циркуляции воздушных масс Изменчивость климатических и погодных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов циркуляция атмосферы. Влияние размеров территории России на движение земной коры поурочный план климата. Новые понятия и представления : атмосферный фронт, циклон, антициклон. Опорные знания : атмосферное давление; сезонные ветры муссоны; типы воздушных масс. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; - объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий своего края. Распределение температур и осадков Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы. Новые понятия и представления: континентальность климата. Опорные знания : влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - определять по картам температуры воздуха и количество осадков; - показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами, сухие и влажные районы; - объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России. Типы климата нашей страны Характеристика климатических поясов и областей России. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Опорные знания: климатические пояса. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России; - давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области; - давать характеристику климата своей области края, республики ; - оценивать климат с точки зрения условий быта и работы; - приводить примеры изменений климата во времени. Климат и человек Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Движение земной коры поурочный план благоприятности природных условий для жизни населения. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур по таблице и агроклиматическим картам. Новые понятия и представления : коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата. Опорные знания : теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных климатических условий; -приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений их влияния на жизнь и хозяйственную деятельность людей; - определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России своего края ; - называть показатели, влияющие на комфортность условий для жизни человека; - давать оценку климата разных районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством. Богатство внутренних вод России 3 часа Урок 18. Реки Обилие рек — характерная особенность России. Река — сложное природное образование. Изучение основных характеристик реки — важнейшее условие правильного использования ее людьми. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования. Новые понятия и представления: уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий. Опорные знания: части рек; питание и режим реки. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать реки России на карте; - объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; - приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей; - давать описание реки своего края; - давать характеристику реки отбирая необходимые карты с точки зрения движение земной коры поурочный план хозяйственного использования. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники Озера, подземные воды, ледники - важные источники пресной воды. Многолетняя мерзлота - влияние сурового климата прошлого на условия жизни и деятельности современного человека. Новые понятия и представления: многолетняя мерзлота. Опорные знания: движение земной коры поурочный план озерных котловин; сточные, бессточные озера; грунтовые и межпластовые воды. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; - приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты; - давать характеристику наиболее крупных озер страны. Человек и вода Реки и озера — каркас расселения людей. Гидротехнические сооружения — плюсы и минусы. Экологические последствия хозяйственного использования вод суши. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий. Новые понятия представления: водные ресурсы. Требования к подготовке учащихся Учащиеся движение земной коры поурочный план уметь: - показывать по карте каналы и крупные водохранилища; - объяснять значение водохранилищ и каналов на реках; - давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края. Почвы — национальное достояние страны 4 движение земной коры поурочный план Урок 21. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы — биокосное образование, летопись и память природы. Новые понятия и представления: почвы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия; - называть факторы почвообразования; - объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края. География почв России Разнообразие типов почв. Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования. Новые понятия и представления: типы почв, зональное размещение почв. Опорные знания: климатические пояса. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - называть главные свойства основных типов почв; - определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России; - давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве; - давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования. Почвы и урожай Плодородие — главное свойство почв. Зависимость плодородия от механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения плодородия. Новые понятия и представления: агротехнические мероприятия. Опорные знания: всасывание растениями питательных веществ; капиллярное движение воды; реакция нейтрализации; концентрация растворов. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий. Рациональное использование и охрана почв Изменение почв под воздействием хозяйственной деятельности людей. Истощение, загрязнение, разрушение почв. Новые понятия и представления: мелиорация. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять необходимость охраны почв; - приводить примеры рационального и нерационального использования земель; - объяснять значение мелиоративных работ; - приводить примеры комплексной мелиорации земель. В природе все взаимосвязано 5 часов Урок 25. Понятие о природном территориальном комплексе ПТК Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек — неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов. Новые понятия и представления: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование. Опорные знания: природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры природных комплексов различных рангов; - устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК; движение земной коры поурочный план объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК. Свойства природных территориальных комплексов ПТК Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки — целостности, ритмичности, устойчивости — их влияние на хозяйственную деятельность человека. Новые понятия и представления: устойчивость ПТК. Опорные знания: целостность; ритмичность; круговорот веществ. Требования к знаниям учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры свойств ПТК; - читать карту устойчивости ПТК; - прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы; - приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей; - анализировать карту устойчивости ПК. Урок 27 Человек в ландшафте Влияние природных комплексов на жизнь людей их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы — сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты. Новые понятия и представления: антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - движение земной коры поурочный план примеры различных антропогенных природных комплексов, взаимного влияния человека и окружающей среды; - прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека; - объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории. Формирование природно-антропогенных и антропогенных ландшафтов. Природно-хозяйственные зоны 9 часов Урок 30. Учение о природных зонах Зональность — всеобщий закон природы и главная особенность природы России. Природные зоны России — разнообразие условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Длительное воздействие людей — превращение природных зон в природно-хозяйственные. При изучении природно-хозяйственных зон могут быть предложены практические работы для каждой зоны по усмотрению учителя. Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонент испытывают наибольшее влияние деятельности людей. Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и движение земной коры поурочный план людей в разных природных зонах на территории своего края. Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах. Новые понятия и представления: зональность, природно-хозяйственные зоны. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - называть и показывать по карте природные зоны России; - объяснять особенности размещения природных зон; - называть основные причины зональности природы; - приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей; - делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных зон, карты плотности населения и карты промышленности или сельского хозяйства о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности. Урок 31 «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Устойчивая система природа — человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Новые понятия и представления : редкоочаговое расселение. Опорные знания: арктический и субарктический климатический пояс; тундра; лесотундра. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать северные природные зоны на карте; - называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях; - объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и движение земной коры поурочный план культуры коренных народов. Таежная зона Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясомолочное скотоводство. Новые понятия и представления: очаговое расселение. Опорные знания: умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - описывать по картам природные условия тайги; - называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира; - объяснять смену северных арктических зон таежной зоной; - приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги. Болота Причины образования болот. Болота низменные и верховые. Значение болот в природе и хозяйственной деятельности. Новые понятия и представления: низинное, верховое болот о. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять механизм образования болот; - показывать по карте районы наибольшего распространения болот; - прогнозировать последствия полного уничтожения болот. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов Природная зона, наиболее преобразованная деятельностью человека. Густая сеть сельских и городских поселений. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины — разнообразие ландшафтов. Муссонные леса Дальнего Востока — смешение растений и животных юга и движение земной коры поурочный план. Новые понятия и движение земной коры поурочный план антропогенно-природная зона, выборочное земледельческое освоение. Опорные знания: моренный рельеф; умеренный и муссонный климат; смешанный лес. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - давать описания природных условий зоны по картам; - объяснять смену зоны тайги зоной смешанных лесов; - приводить примеры хозяйственной деятельности движение земной коры поурочный план - называть причины высокой степени преобразованности и плотного заселения зоны; - объяснять особенности заселения зоны; - приводить примеры и объяснять влияние природных условий на материальную и духовную культуру населения в данной зоне. Лесостепи и степи Современные ландшафты лесостепей и степей. Суховеи, резкий недостаток влаги, речная сеть, овраги и балки. Царь почв — чернозем. Крупные многонаселенные сельские поселения. Новые понятия и представления: зона степного земледельческого освоения. Опорные знания: умеренно-континентальный и континентальный климат; водная, ветровая эрозии; чернозем. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать зону степей и лесостепей на карте; - давать характеристику основных природных условий; - объяснять движение земной коры поурочный план зоны лесов зоной лесостепей и степей; - перечислять движение земной коры поурочный план виды хозяйственной деятельности населения; - показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей; - приводить примеры влияния природных условий на материальную и духовную культуру населения; - движение земной коры поурочный план особенности расселения в зоне степей, влияние хозяйственной деятельности на состояние степных и лесостепных ландшафтов. Полупустыни, пустыни, субтропики Граница между степями и полупустыней — рубеж природной и хозяйственной деятельности людей. Субтропики — противоположность зоне пустынь. Новые понятия и представления: экстенсивное животноводство, оазисное движение земной коры поурочный план е. Опорные знания: резко континентальный и субтропический климат; оазис. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять особенности природы рассматриваемых зон; - называть характерные растения и животных рассматриваемых зон; - объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения. «Многоэтажность» природы гор Высотная поясность природных условий, зависимость их от географического положения и высоты гор. Динамичность смены природных зон в горах. Перепады температур, горные ветры. Новые понятия и представления : ветры — фёны, бора. Опорные знания: высотная поясность. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу; - выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов; - оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей. Человек и горы Горы — колыбель человечества, центры видообразования культурных растений и домашних животных. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Новые понятия и представления: сели и лавины. Опорные знания: изменение температуры и атмосферного давления с высотой. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры различных видов деятельности населения в горных районах, влияния горных условий на людей, мер безопасности при стихийных явлениях в горах; - объяснять хрупкость природного равновесия в горах; - анализировать сложность движение земной коры поурочный план специфику условий жизни в горных районах; - приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов. Природопользование и охрана природы 4 часа Урок 39. Основные принципы рационального использования природных ресурсов Природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны. Новые понятия и представления: природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы. Опорные знания: природные компоненты; охрана природы. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять основные понятия; - приводить примеры разных видов природных ресурсов; - объяснять значение природных условий для жизни людей; - анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России. Охрана природы и охраняемые территории Охрана природы при современных масштабах хозяйственной деятельности. Основные принципы охраны природы. Новые понятия и представления : заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник. Опорные знания: Красная книга; виды охраняемых растений и животных. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять необходимость охраны природы; - называть и показывать по карте наиболее крупные известные охраняемые территории; - объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов; - прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы; - оценивать экологическое состояние своего края; - выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России. Природопользование на основе знаний географических закономерностей. Поиски путей оптимальных взаимоотношений человека и природы. Сущность важнейших принципов охраны природы. Основные умения: работа с разными движение земной коры поурочный план информации, чтение и движение земной коры поурочный план диаграмм, графиков, схем, карт, статистических материалов с целью выявления особенностей движение земной коры поурочный план населения России. Продолжение формирования общеучебных умений сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, моделировать ситуации при выполнении заданий текущего итогового контроля. Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России. Новые понятия и представления : естественное движение населения, демографический кризис. Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира. Изменение численности движение земной коры поурочный план России Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия. Новые понятия и представления: воспроизводство населения, традиционный и современный его типы. Половозрастной состав населения Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации. Новые понятия и представления: половозрастная пирамида как вид диаграммы. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны; - выделять на карте в качестве примеров районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия; - строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и движение земной коры поурочный план их, объяснять особенности половозрастного состава населения России. Миграции населения Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические и политические причины. Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве. Новые понятия и представления: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - раскрывать содержание новых терминов; - объяснять причины и основные направления миграций населения России; - на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, - естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны. Возрастание территориальной подвижности населения в процессе развития общества. Важность учета движения населения в разные периоды года и факторов повышения подвижности населения при организации хозяйственной жизни. Новые понятия и представления: территориальная подвижность населения. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения; - объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества; - давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения. Движение земной коры поурочный план рынка труда Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы их роль в создании национального богатства страны. Анализ движение земной коры поурочный план, отражающего этапы движение земной коры поурочный план жизни населения. Новые понятия и представления: трудовые ресурсы, качество трудовых ресурсов, рынок труда, экономически активное население. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять значение новых терминов урока; - характеризовать состав использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала. Этнический состав населения Представление об этническом составе. Языковые семьи и группы. Новые понятия и представления: этнос, этнический состав, этническое самосознание. Опорные знания: разнообразие населения планеты по расовым и национальным признакам. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять значение новых терминов; - называть крупные по численности народы России; - приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности. Этническая мозаика России Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России — история взаимодействия ее народов. Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России. Новые понятия и представления: этнический состав, административно- территориальное деление. Религии народов России Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства. Изучение на основе карты особенностей географии религий страны. Новые понятия и представления: религиозный состав, традиционные религии. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма; - приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны; - составлять устное описание религиозного состава населения своей местности. Плотность населения Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду. Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны. Новые понятия и представления: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения. Опорные знания: представление о плотности населения; карта плотности населения отдельных материков. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять значение новых терминов; - определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа. Расселение и урбанизация Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отличие городского и сельского образа жизни. Движение земной коры поурочный план фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории. Новые понятия и представления: урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - раскрывать содержание новых терминов урока; - читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны; - называть показатели процесса урбанизации; - объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт; движение земной коры поурочный план давать характеристику расселения своей местности. Города России Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города — полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации движение земной коры поурочный план городах. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны. Новые понятия и представления: различие городов по функциям и людности. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - называть и выделять на карте крупнейшие города России; - приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности; - называть способы отображения географической информации на различных видах карт текстовых, атласа, демонстрационных. Сельская Россия Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как движение земной коры поурочный план культурных и национальных традиций. Необходимость движение земной коры поурочный план оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей движение земной коры поурочный план различных типах поселений. Движение земной коры поурочный план понятия и представления: особенности сельских поселений. Опорные знания: зональность природных условий. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений; - приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений; - объяснять географическое своеобразие сельских поселений своей местности. Обобщение знаний по разделу: Особенности географии населения России как результат длительного исторического развития. Люди — главное богатство страны. Человеческий потенциал как определяющая составная часть дальнейшего развития и процветания России. Раздел IV МОСКОВСКИЙ СТОЛИЧНЫЙ РЕГИОН 8 часов Урок 1 58. Географическое положение Москвы и Московской области. Территория, границы, соседние субъекты. Обозначение на картах границ МСР и соседних субъектов. Природа Москвы и Московской области. Движение земной коры поурочный план особенности столичного мегалополиса. Москва — остров тепла. Внутренние воды Москвы и Московской области. Реки, озера, каналы, водохранилища Москвы и Московской области. Описание реки, озера, водохранилища, канала по материалам экскурсии. Характеристика основных природных комплексов. Экологические проблемы Московского столичного региона и пути их решения. Население Москвы и Московской области. Национальный, религиозный, возрастной состав. Особенности населения столичного мегалополиса. Выявление особенностей населения МСР на основе статистических и картографических материалов. Резерв времени — 3 часа.

Новые понятия и представления : государственная территория, территориальные воды.

добавлено 34 комментария(ев)