Методика ореховой домики интерпретация

Тест по психологии по теме: Диагностика адаптации в 1-х классах скачать бесплатно Социальная сеть работников образования Вложение Размер 156. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе. Но в последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии. Описание методов исследования Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик: 1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных методика ореховой домики интерпретация ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка. Проективная методика диагностики школьной тревожности С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Рисуночная методика «Рисунок человека» — позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения методика ореховой домики интерпретация развития ребенка. Данная программа проста в применении и не требует специального оборудования приборов, компьютеров и пр. Кроме того, обработка результатов проста, поэтому программу может использовать не только психолог, но и любой педагогический работник. Условия проведения Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре—ноябре, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре школьный психолог может просто присутствовать на уроках и вести наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения на уроках и во время перемен. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. По предварительной договоренности с учителем или родителями детей лучше брать с уроков, а не после них. Нет ничего страшного, если ребенок пропустит 15 минут одного урока, конечно же при условии, что дети не проходят новую для них тему. Зато в этом случае есть большая вероятность того, что ребенок еще не устал и с интересом будет отвечать на вопросы психолога. Как уже было сказано, обследование одного ребенка обычно занимает 15—20 минут, поэтому за один урок можно успеть принять троих детей. Таким образом, за одну неделю психолог вполне может протестировать целый класс, а за месяц — всю параллель первых классов. Причем в первой половине дня психолог проводит исследование, а во второй — обрабатывает результаты, составляет заключения, а в конце месяца накапливается готовый материал для составления итогового аналитического отчета. Перед началом исследования психолог должен подготовить рабочее место: маленький журнальный стол, стулья или кресла для себя и ребенка, необходимый стимульный материал приложение 4причем он должен находиться в стороне, чтобы не отвлекать ребенка. На столе лежит опросный лист приложение 1протокол индивидуального обследования приложение 2 и ручка. Если в школе есть диктофон или любое другое записывающее устройство, хорошо бы использовать и его. Это значительно облегчит сам процесс обследования, так как психологу не нужно будет торопиться при фиксировании ответов ребенка. Исследование строится по типу беседы: психолог знакомится с учащимся, спрашивает, сколько ему лет, в каком классе он учится, в какой школе. Затем предлагает поговорить немного о его школьной жизни, задает вопросы на тему школы. При этом ребенку не нужно ничего писать, решать, он только отвечает на вопросы, задаваемые психологом, а тот, в свою очередь, фиксирует ответы ребенка в протоколе. По окончании исследования психолог анализирует ответы учащихся, дает им интерпретацию, учитывая поведение ребенка во время беседы, данные наблюдения, опроса учителей и родителей. Методика ореховой домики интерпретация психолог пишет на методика ореховой домики интерпретация ребенка заключение приложение 3в котором описывает общие характеристики процесса адаптации, выделяет особенности и делает прогноз. Каждое заключение психолог должен обсудить с учителем, при необходимости пригласить родителей и сообщить им результаты исследования адаптации ребенка. Интерпретация результатов Лучше использовать две системы анализа: качественную и количественную балловую. Они позволяют быстро подсчитать баллы и выявить определенный уровень сформированности того или иного показателя психологической адаптации ребенка в школе. Исследование внутренней позиции школьника См. «Опросный лист» 1-й вопрос. На этот вопрос дети, как правило, отвечают «да». Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего? » — ребенок отвечает «учиться, писать, читать, уроки», то можно поставить 1 балл. Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: «как со мной дружат», «ходить утром в школу», «играть, бегать, драться, гулять», «учительница», «перемена» — в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов. Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, «как учит», «вопросы задает», «учит писать, читать», «учит детей хорошему» и пр. Балл не ставится, если ребенок дает ответ «хорошая, красивая, добрая, не ругает», методика ореховой домики интерпретация пятерки», «хорошо выглядит», «отношением к детям», поскольку такое отношение к учителю методика ореховой домики интерпретация затрагивает учебный процесс. Большинство детей на этот вопрос отвечают так: «Дома скучно без учителя, без парты», «дома нехорошо, а в школе лучше», «дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать», «буду прогульщицей», «дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать», «дом это не школа, там нет учителя». Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, методика ореховой домики интерпретация не учебной ведущей деятельности. Поэтому если первоклассник методика ореховой домики интерпретация роль учителя «я всегда играю учителя», «хочу учить детей» или роль ученика методика ореховой домики интерпретация быть интересней», «я еще маленький и ничего не знаю», «можно поднимать руку»то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет «стать умным», «нравится учиться», «нравится решать примеры, писать», то за этот ответ можно поставить 1 балл. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Ребенок — «дошкольник» будет выбирать перемену 0 балловпотому что его ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок — «школьник» выбирает урок 1 баллтак как у него на первом месте стоит учебная деятельность. С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов — если нет друзей или только один друг. Анализ Количественный: если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6—7 баллов, то позиция школьника сформирована. Если 4—5 баллов, позиция школьника сформирована средне. Качественный : позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Ведущая деятельность — учебная. Позиция сформирована средне — ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться». Позиция школьника не сформирована — ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая. Определение мотивов учения В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы учебный, социальный, отметкано нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью внешний, игровой, позиционный. Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т. Анализ Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий. Качественный: внешний — методика ореховой домики интерпретация желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению. Учебный методика ореховой домики интерпретация ребенку нравится учиться, нравится посещать методика ореховой домики интерпретация. Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми. Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых. Методика ореховой домики интерпретация — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители. Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель. Исследование адаптации методом Люшера Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются методика ореховой домики интерпретация отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение. При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения. При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности. При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения болит живот, голова, подташнивает методика ореховой домики интерпретация пр. При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка». Определение эмоциональной самооценки ребенка Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми. Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится. Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории. Анализ При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» — ставится 0 баллов. При выборе черного цвета — 1 балл. Методика ореховой домики интерпретация выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл. Если ответы ребенка оцениваются в 6—7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное. Если ответы оцениваются в 4—5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса. Если ответы оцениваются в 0—3 балла — у ребенка преобладает негативное отношение к школе. Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно. Изучение школьной тревожности Данная методика см. Проводя качественный анализ ответов детей, можно обнаружить методика ореховой домики интерпретация только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать: общее негативное отношение к школе; нежелание ребенка учиться и посещать школу; методика ореховой домики интерпретация, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем; установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и др. Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей методика ореховой домики интерпретация ребенка к школе. В нашем исследовании мы учитывали ответы детей на все картинки. В первую очередь, потому что первая картинка представляет собой некоторую диагностику внутрисемейных отношений. Более того, многие дети неправильно понимали смысл этой картинки интерпретировали ее по-своему, в связи с этим ответы у детей были совершенно разными. Также мы считаем, что нельзя определять уровень школьной тревожности по количеству отрицательных ответов ребенка, потому что эти ответы не всегда указывают на тревожность. По нашему мнению, такие ответы, как «он грустный, потому что сломался телевизор», «он грустный, потому что один и ему скучно», не являются показателями школьной тревожности. Мы относим их к группе нейтральных ответов, которые не дают никаких данных о наличии или отсутствии у ребенка школьной тревожности. Но такие ответы дают возможность получить дополнительную информацию о ребенке, о его увлечениях, желаниях, потребностях, интересах. Однако бывает и наоборот: положительные ответы «он веселый, потому что сидит дома, а остальные ребята идут в школу», «он веселый, потому что кончился урок и можно поиграть на перемене», «он веселый, потому что не задали уроков» также не стоит рассматривать как отсутствие школьной тревожности у ребенка. Скорее наоборот, тема школы вызывает у ребенка тревожность и, возможно, он всячески пытается ее обойти. Кроме того, такие ответы являются показателями нарушения адаптации ребенка. Если он не хочет учиться, ему тяжело, хочется отдохнуть и поиграть, значит, он не готов к обучению в школе и постепенно появляющиеся учебные трудности впоследствии могут стать причиной возникновения школьной тревожности и дезадаптации. Эту картинку можно использовать для анализа взаимоотношений родителей и детей: насколько близки эти отношения; что объединяет эту семью; проявляют ли родители любовь и заботу по отношению к своему ребенку, либо же не обращают на него никакого внимания. Многие дети дают позитивное толкование этой картинке: «мальчик радуется, потому что идет гулять с мамой и папой», «у девочки настроение веселое, так как мама и папа идут покупать ей подарок на день рождения», «у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу». Такие ответы оцениваются в 1 балл. Школьная тревожность может наблюдаться в ответах: «у него грустное настроение, он не хочет идти в школу», «мама и папа заставляют его идти методика ореховой домики интерпретация школу, он не хочет». Такие ответы оцениваются в 0 баллов. Данная картинка является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: «настроение веселое, в школу идет, учиться хочет», «радостно идет в школу», «ей нравиться ходить в школу», «у нее плохое настроение, она болеет и не может идти в школу» оцениваются в 1 балл. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность, оцениваются в 0 баллов: «ему грустно, он не хочет идти в школу», «не хочет в школу идти, там неинтересно», «я ухожу из школы, не хочу учиться». Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации. Также выделяется ряд нейтральных ответов: «настроение плохое, его мама зовет домой, а он гулять хочет», «ее кто-то обидел, с ней не хотят дружить», «настроение хорошее, она разговаривает с мамой», «смотрит вверх и считает». Эти ответы оцениваются следующим образом: методика ореховой домики интерпретация ответ положительный, ставится 1 балл, если ответ отрицательный — 0 баллов. Эта картинка диагностирует взаимоотношения между детьми — умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей, практически все ответы учащихся были положительными: «он играет, ему весело», «он бегает», «он забивает гол» — 1 балл. Отрицательные ответы типа: «ему грустно, он не смог поймать мяч» — не являются показателями тревожности. В данном случае 0 баллов ставится за ответы: «ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть, дружить», «мальчик стоит в стороне, он боится подойти к ребятам», «ей весело, она не хочет учиться, а хочет весь день играть», «настроение грустное, трое против одного — нельзя». Женщина, нарисованная на этой картинке, чаще всего представляется детям как мама, а не как учительница. Поэтому положительными ответами были такие: «гуляет с мамой», «мама его хвалит», «мама тянет к ней руки, чтобы обнять» — 1 балл. Отрицательные же ответы разделились на две группы. Первая группа — ответы, в которых наблюдается школьная тревожность: «мама ругает, неправильно уроки сделал», «плохо учился, мама ругает», «мама ругает за то, что не получил пятерку», «мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет», «она не хочет идти в школу», оцениваются в 0 баллов. Вторая группа — нейтральные ответы: «мама ругает, она далеко ушла от дома», «мама ругает за то, что разлила воду», «мама ругает за то, что уронила цветок», «на него тетя ругается», они оцениваются как положительные. Изображение на данной картинке, не всегда воспринимается детьми как учебная ситуация. Так же как и в предыдущей картинке, некоторые учащиеся ассоциируют учительницу с мамой. Поэтому ответы, методика ореховой домики интерпретация относящиеся к учителю и к учебной ситуации, можно считать нейтральными и оценить в 1 балл. Это такие ответы: «мама говорит «пошли домой», а он не хочет», «к ней пришли в гости, она радуется», «мама просит сделать что-то», «мама дает деньги, чтобы сходить в магазин». Тем не менее в некоторых ответах детей можно было обнаружить школьную тревожность. «Учительница спрашивает: «Где твой портфель? » — и ругает его», «учитель ругает ее, она плохо занималась», «настроение веселое, она балуется», «у него методика ореховой домики интерпретация хорошее, его не ругает учитель», «ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может запсиховать», «он обиделся методика ореховой домики интерпретация учителя, он его ругает». Такие ответы оцениваются в 0 баллов. Ответы, которые оцениваются в 1 балл: «учительница зовет к себе детей», «ей весело, она разговаривает с учителем», «они учатся», «они хотят учиться хорошо». На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы, которые оцениваются в 1 балл: «они хотят учиться хорошо», «он много читает», «сидит за партой методика ореховой домики интерпретация, «он в школе, он всему учится», «она сидит на уроке». Отрицательные ответы, в которых наблюдается нежелание ребенка учиться, плохое настроение, страх, оцениваются в 0 баллов: «она учится, ей трудно», «у нее плохое настроение, она не то написала», «настроение плохое, неправильно держит руки за партой», «не знает, что писать», «не хочет заниматься», «настроение плохое, устал». На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне, в углу комнаты. Большинство детей с низкой адаптацией рассказывают именно об этом ребенке и дают соответствующие ответы: «он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал», «она стоит в углу, она порвала листы у учителя», «его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал», «все читают, а он стоит в углу, обзывается», «в угол поставили за то, что он не слушался». Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушения поведения ребенка. Они оцениваются в 0 баллов, так же как и ответы детей со школьной тревожностью: «настроение плохое, она не хочет отдавать работу, потому что плохо написала», «она боится, ей могут поставить «двойку», «одной девочке дали книжку, а ей нет». Положительные ответы детей выглядят так: «он с учителем разговаривает», «его похвалил учитель», «им ставят оценки», «учитель проверяет уроки и хвалит», «она получила «5» — 1 балл. Остальные ответы, не связанные с учебной деятельностью, считаются нейтральными и оцениваются по знаку. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую методика ореховой домики интерпретация учения: «она не хочет заниматься», «его заставляет мама делать уроки», «она грустная, ей могут поставить «2», «она не смогла сделать уроки». За подобный ответ ставится 0 баллов. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: «он пишет, ему нравится», «она сделала уроки на «5», «он сидит, занимается», «у него хорошее настроение, он читает», «он учится дома», «настроение хорошее, она делает уроки» — 1 балл. Некоторые дети давали ответы, методика ореховой домики интерпретация связанные с учебной деятельностью, по ним нельзя судить о наличии тревожности и адаптации ребенка в школе: «она дома рисует», «настроение веселое, потому что выходной», «телевизор смотрит», «ей грустно, она дома одна», «смотрит мультики», «он один и ему скучно», «ему грустно, телевизор не работает». Эти ответы являются нейтральными и также оцениваются по знаку. Здесь также методика ореховой домики интерпретация значение имеет то, о каком ребенке стоящем в стороне или разговаривающем учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх, что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: «с ним никто не общается, он двоечник», «они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал», «с ней не играют», «ей не дали шоколад, с ней не поделились», «от нее отвернулись одноклассники», «девочки выгнали ее из игры», «он обиделся», «с ним никто не играет и не дружит». Эти ответы оцениваются в 0 баллов, поскольку страх — первый признак тревожности, а если ребенок боится, что с ним не будут дружить, значит, он не уверен в себе и в том, что сможет найти общий язык с одноклассниками. А это уже один из основных показателей дезадаптации. Остальные ответы: «они разговаривают», «она играет с девочками», «он знакомится с мальчиками», «он с мальчиком играет» — оцениваются в 1 балл. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую — тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: «у него грустное лицо, он не знает ответа», «учитель просит нарисовать, а методика ореховой домики интерпретация не знает, что», «учитель ругает его за то, что он баловался на уроке», «у него печальное лицо, он боится, что не получится задание», «учитель ругает за то, что она уроки не сделала», «учитель говорит уроки делать, а он не делает», «учитель заставляет ее писать, а она не хочет», «учитель ругает». Они оцениваются в 0 баллов. Ответы, оцениваемые в 1 балл, давали дети, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: «учитель говорит ей что-то хорошее», «вышел к доске решать задачу», «она отвечает на вопрос», «она отличница», «у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске», «учитель его учит», «ему интересно отвечать», «ее похвалили за уроки», «он хочет писать на доске». По данной картинке нельзя выявить наличие школьной тревожности у ребенка. Но поскольку первоклассник — это бывший методика ореховой домики интерпретация, отношение к игровой деятельности имеет для методика ореховой домики интерпретация большое значение. В игре ребенок проецирует свои жизненные ситуации, которые можно условно разделить на ситуации успеха и неуспеха. По сути, ответы детей так и разделились. Положительные ответы, оцениваемые в 1 балл, отражают ситуацию успеха: «ему купили игру», «он строит», «к ней придут гости и будут с ней играть», «она сидит дома играет», методика ореховой домики интерпретация нее нет уроков». А отрицательные — методика ореховой домики интерпретация неудачи: «он раскидывает игрушки, не помогает маме», «не хочет заниматься», «настроение плохое, надо собирать игрушки», «она грустная, не смогла сделать игру», «он разбросал игрушки», «она сломала игрушки». Такие ответы оцениваются в 0 баллов. Изображение на этой картинке понимается детьми по-разному. Из множества ответов мы выбрали те, которые помогают выявить школьную тревожность или, наоборот, подтверждают ее отсутствие. Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: «настроение грустное, много уроков задали», «она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет», «он невеселый, портфель бросил и пошел в класс», «ей грустно, она опоздала на урок», «она еле пришла в школу», «он грустный, забыл портфель», «сердится, не хочет учиться». Они оцениваются в 0 баллов. Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 1 балл: «идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь», «рад, что идет домой», «одевается в школу, чтобы побыстрей учиться», «идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять», «идет домой делать домашнее задание». Также мы выделили группу нейтральных ответов: «она одела неправильно пальто», «портфель тяжелый», «ей рюкзак не поднять, она устала», «идет гулять с портфелем», «танцует», «нашел мамину сумку», «купил себе куртку», «меряет одежду». Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности. Анализируются отношения ребенка с родителями, желание общаться, проводить вместе время. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или нежелание учиться. Отношение ребенка к игровой деятельности. Выявляются проблемы в общении и взаимодействии с группой детей. С помощью этой картинки можно выявить, умеет ли ребенок общаться с взрослым, а методика ореховой домики интерпретация подчиняться его требованиям. Обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы. Умеет ли ребенок взаимодействовать в группе детей и подчиняться правилам, требованиям взрослого. Можно определить настроение ребенка на уроке, его методика ореховой домики интерпретация учиться, выполнять предложенные учителем задания; кроме того, можно выявить проблемы в обучении. Нужно обратить внимание, кого ребенок выбирает: мальчика за первой партой с записями в тетради или мальчика за второй партой, у методика ореховой домики интерпретация тетрадь пуста. Эта картинка позволяет определить взаимоотношения с учителем и с детьми. Помимо этого, можно понять, как ребенок оценивает свои знания и себя. Например, ребенок методика ореховой домики интерпретация «Он радуется, потому что ему поставили «5» или «Ему грустно, он получил «2». Картинка дает возможность также выявить нарушения в поведении. Например, ребенок говорит: «Его поставили в угол, он баловался». С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома и оценить желание выполнять домашнее задание. Ситуация личностного общения ребенка с детьми. Выявляет проблемы в общении, налаживании дружеских контактов, отношение ребенка к ссоре. Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске, помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя. Данная картинка не выявляет школьной тревожности, но помогает прояснить отношение ребенка к одиночной игре. Можно понять общее отношение ребенка к школе, а также его желание или нежелание уходить из школы. Рисуночная методика «Рисунок человека» Эта методика взята нами в качестве дополнительной к основному набору методов используется для выявления отклонений в умственном развитии ребенка. Таким образом, если у школьного психолога после проведения исследования появились сомнения, стоит дополнительно попросить ребенка сделать рисунок человека. Интерпретация методика ореховой домики интерпретация методики взята нами у автора без изменений. За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. За правильное количество пальцев добавляют еще 1 балл. За пластический способ изображения — 8 дополнительных баллов; за промежуточный при наличии хотя бы отдельных пластических элементов — 4 балла; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, добавляется 2 балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет. Возраст Баллы 5,1—6,0 14—22 6,1—7,0 18—25 7,1—8,0 20—26 8,1—9,0 22—27 9,1—10,0 23—28 10,1—11,0 24—30 Анализ Если рисунок ребенка соответствует норме, то никаких дополнительных баллов к общему баллу не добавляется. Если в рисунке ребенка обнаруживается методика ореховой домики интерпретация от возрастной нормы, то от общего балла в целом по исследованию отнимается еще 5 баллов. Особенности поведения ребенка во время исследования Если психолог видит и чувствует, что ребенок, несмотря на то что он справляется с заданиями, тем не менее ведет себя как-то неадекватно, стоит изменить систему баллов и учитывать не только сами поведенческие проявления ребенка, но их интенсивность и, возможно, даже качество. Таким образом, ребенок может получить и минус два и минус три балла за какую-то одну поведенческую особенность. Если ребенок: Баллы 1. Медлителен методика ореховой домики интерпретация 1 2. Плохо отвечает на дополнительные вопросы — 1 3. Долго думает — 1 4. Молчит — 1 5. Не может сформулировать мысль — 1 6. Не может подобрать слова — 1 7. На дополнительные вопросы часто отвечает «не знаю» — 1 8. Расторможен, крутится, вертится — 1 9. Не понимает вопроса или инструкции — 1 10. Высказывает мысли, не относящиеся к заданию — 1 11. Не знает номер класса — 1 12. Не знает номер школы — 1 13. Не знает, как зовут учителя — 1 14. Не знает, как зовут родителей — методика ореховой домики интерпретация 15. Не может назвать свою фамилию — 1 16. Не выговаривает слова, буквы — 1 17. Другое — 1 Некоторые из этих поведенческих особенностей детей можно объединить в группы и таким образом предположить причины данных нарушений: Тревожные дети. Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце методика ореховой домики интерпретация, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат. Может быть и такое, что ребенок начнет трястись от страха или плакать, хотя в нашей практике такого не случалось. Гиперактивного ребенка узнать легко. Он постоянно крутится, вертится, может болтать ногой во время исследования, раскачиваться. Чаще всего гиперактивный ребенок не вникает в суть задания, не смотрит на психолога, разглядывает кабинет. Эти дети отвечают на вопросы не задумываясь, первое, что придет в голову. Могут начать веселиться, смеяться над картинками, которые предлагает обсудить психолог. Методика ореховой домики интерпретация, в редких случаях, ребенок может встать, походить по кабинету, пересесть, потрогать предметы интерьера и т. Социально и педагогически запущенные дети. У таких детей чаще всего возникают проблемы с пониманием инструкции, они постоянно переспрашивают психолога и даже после этого отвечают неправильно. Такой ребенок иногда не знает имен родителей, учителя называет «тетя», не всегда может назвать свою фамилию, возраст, номер школы и класса. Так же как и тревожные дети, на многие вопросы они отвечают «не знаю». На уроках такой ребенок, хоть и сидит спокойно, слушает учителя, мало что понимает и мало с какими заданиями справляется. Кроме того, у социально и педагогически запущенных детей могут быть проблемы с произношением, выговариванием слов. У них скудный запас слов, речь однообразна, а иногда они просто не могут подобрать слова и правильно методика ореховой домики интерпретация свою мысль. Обработка и анализ результатов В конце исследования психолог проводит обработку всех ответов ребенка, подсчитывает баллы по каждой методике, анализирует особенности поведения ребенка во время исследования и пишет заключение. Поскольку для каждой методики разработан не только качественный, но и количественный анализ, соответственно существует определенная шкала уровней адаптации ребенка к школе. Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное. Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно. Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает методика ореховой домики интерпретация по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Велиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. Психологическое обследование младших школьников. Школьная тревожность: методика ореховой домики интерпретация, коррекция, развитие. Практическая психология в начальной школе. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. Предварительный просмотр: Приложение 1 Уважаемые родители первоклассников! Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, методика ореховой домики интерпретация самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе. Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной. Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку. Охотно ли идет ребенок в школу? Вполне ли приспособился ребенок методика ореховой домики интерпретация школьному режиму? Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете методика ореховой домики интерпретация того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас — подчеркните. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем? Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями? Каков эмоциональный характер этих впечатлений? Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них? Жалуется ли ребенок на учителя, методика ореховой домики интерпретация на него? Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись? Возникает вопрос: каким образом и кто учитель, администрация школы, родители и по каким критериям выявляет категорию детей, нуждающихся в помощи психолога? Как показывает опыт, помимо первоклассников, имеющих действительные трудности в адаптации, в эту группу нередко включают и других детей. С другой, — в нее не попадают те первоклассники, внешний рисунок поведения которых не демонстрирует дезадаптации, но они испытывают глубинные трудности, как в усвоении программы, так и в эмоциональной сфере тот вариант, когда адаптация к школе происходит за счет развития личности и здоровья ребенка. Не секрет, что нередко ребенка приводят к методика ореховой домики интерпретация тогда, когда риск дезадаптации благодаря неадекватному педагогическому воздействию со стороны родителей, а иногда, к сожалению, и учителя, стал реальностью. Все это, а часто также желание администрации школы получить информацию об уровне адаптации всех учащихся первых классов ставит перед школьным психологом задачу проведения массового исследования процесса адаптации первоклассников к школе по окончании первой четверти. Поскольку время и сроки этого мероприятия зависят не от психолога, целесообразно начать именно с этого. Опрос может быть проведен в групповом варианте — на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим методика ореховой домики интерпретация заполненных ответов. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки, хорошо известные практикам. Поскольку мы используем его в конкретных целях, важно, чтобы его текст содержал вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений, нарушениях сна, аппетита, и заболеваниях ребенка в адаптационный период. Методика ореховой домики интерпретация просто перечислить ее конкретные проявления. Обработка данных, полученных с помощью опросника, не представляет трудности. Анализ данных медицинской статистики. Опрос учителя или учителей целесообразно провести используя сокращенный вариант карты наблюдений Нет необходимости заполнять карту на всех учащихся класса. Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений Методика ореховой домики интерпретация. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю. Исследование лучше проводить с группой первоклассников —10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для методика ореховой домики интерпретация старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю. Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут. Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, методика ореховой домики интерпретация, злоба, скука, восхищение. Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них — необычные. В первом домике живет твоя душа. Методика ореховой домики интерпретация цвет ей подходит? Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он методика ореховой домики интерпретация на ответном листе делается соответствующая пометка. Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне восхищение, собственный выбор. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация методика ореховой домики интерпретация ритма, режима труда и отдыха. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов 34251607 — аутогенная норма — является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения СО сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности абсолютные величины, без учета знака суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций — в норме позитивные чувства методика ореховой домики интерпретация раскрашивает основными цветами, негативные методика ореховой домики интерпретация коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений: Счастье-горе — блок базового комфорта, Справедливость — обида — блок личностного роста, Дружба — ссора — блок межличностного взаимодействия, Доброта — злоба — блок потенциальной агрессии, Скука — восхищение — блок познания. При наличии инверсии цветового градусника основные цвета занимают последние места у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций — например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания — горе—скука. Методика ореховой домики интерпретация ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций, скорее всего, будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. Далее заполняется сводная таблица. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в методика ореховой домики интерпретация физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения положительный, методика ореховой домики интерпретация, отрицательный первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя. Вторая группа — первоклассники с частичной адаптацией — чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия. Работа психолога в начальной школе. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового методика ореховой домики интерпретация Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Предварительный просмотр: Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт учетную запись Google и войдите в него: Предварительный просмотр: Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт учетную запись Google и войдите в него: Предварительный просмотр: Приложение 1 ОПРОСНЫЙ ЛИСТ 1. Изучение внутренней позиции школьника 1. Тебе нравится в школе? Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно? Какая у тебя учительница? Какие занятия тебе больше всего нравятся? Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Во время игры в школу, что у нас было бы длиннее: перемена или урок? У тебя есть друзья среди одноклассников? Изучение учебной мотивации Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки см. Мальчики девочки разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу методика ореховой домики интерпретация, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» рис. Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» рис. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми методика ореховой домики интерпретация играть» рис. Четвертый мальчик методика ореховой домики интерпретация «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» рис. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь» рис. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» рис. Кто из них, по-твоему, прав? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? С кем из них ты хотел бы методика ореховой домики интерпретация Мотивы : внешний аучебный бигровой методика ореховой домики интерпретацияпозиционный гсоциальный дметодика ореховой домики интерпретация — оценка е. Исследование адаптации методом Люшера Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Назови или покажи пальцем. А дома в выходные дни? На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке? А когда отвечаешь у доски? А перед контрольной или проверочной работой? Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься? Когда с учителем разговариваешь? А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, методика ореховой домики интерпретация красивее других психолог убирает карточку, выбранную ребенком. Изучение школьной тревожности Инструкция. Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц. Это сделано специально, для того чтобы было интереснее придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика девочки на картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика девочки лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо. Изучение умственного развития Инструкция. Нарисуй, пожалуйста, человека так, как ты можешь и умеешь. Приложение 2 ПРОТОКОЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Внутренняя позиция школьника 1. Изучение учебной мотивации 1. Исследование адаптации методом Методика ореховой домики интерпретация 1. Изучение школьной тревожности 1. Изучение умственного развития 1. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти. В процессе социализация человека вступает во взаимодействие с социальной средой. При этом он не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу. Какие трудности ты испытываешь методика ореховой домики интерпретация в учебе. Тест уровня школьной тревожности Филлипса. Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово — «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. На курс "Физическая культура" в 1 классе отводится 99 часов, по 3 часа в неделю. В планировании уделяется наибольшее внимание увеличению двигательной активности и развитию физических качеств обучающих. Авторская программа включает в себя разделы:пояснительную записку;основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разд. В разработке представлен сценарий спортивного праздника для начальных классов, посвященного Всероссийской акции методика ореховой домики интерпретация - альтернатива пагубным привычкам". Описаны эстафеты, викторины, игры для болельщ. Представлен план работы по взаимодействию учителей начальных классов и среднего звена. Рассмотрены методы и приемы учителей начальной школы, обеспечивающие адаптацию детей к средней школе их мотивац. Ирина Геннадьевна, спасибо большое, для мня сейчас это хорошее подспорье!

Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте.

добавлено 92 комментария(ев)